Товар успешно добавлен в корзину.

MarkiMira.ru - почтовые марки со всего мира!

info@markimira.ruКОНТАКТЫ
0товаров
Корзина0 товаров на сумму 0.00 руб
Физули М.
Физули (Фузули) (араб. فضولی‎‎; азерб. Məhəmməd Füzuli) — литературный псевдоним (тахаллус) Мухаммеда ибн Сулеймана (другая транскрипция Мехмед бин Сулейман[1] или Магомед Сулейман оглы Физули), поэта и мыслителя XVI века из Ирака[1], входившего тогда в состав государства Ак-Коюнлу[5], а позднее — государства Сефевидов и Османской империи. В разных источниках называется азербайджанским, османским и турецким поэтом. Классик азербайджанской поэзии, сыграл важную роль в становлении азербайджанской и турецкой поэзии. Один из классиков жанра «дивана» в османской литературе. Писал на азербайджанском, персидском и арабском[1] языках.

Биография

Физули родился в городе Кербела на юге арабского Ирака. Точная дата рождения поэта не установлена. Принято считать, что он родился в 1498 года, однако судя по некоторым данным, содержащимся в некоторых сочинениях поэта, он родился значительно раньше, в 1480-х гг[32]. Кем был и чем занимался отец Физули — Сулейман, пока неизвестно. Но, судя по тому, что при его жизни молодому Мухаммеду удалось получить блестящее для того времени образование, можно думать, что он обладал соответствующим достатком. Согласно позднейшим преданиям он служил муфтием в городе Хилле. Однако об этом нет достоверных данных.

Физули происходил из тюркского племени баят, осевшего в Ираке [33] [34], представители которого кочевали на пространстве от Закаспия до Сирии [35] [36]. Некоторые источники указывают, что баяты приняли участие в этногенезе азербайджанцев [37] [38]. Современник поэта Садики в своих биографических мемуарах о поэте сообщает, что Физули происходил из племени Баят, тогда как другой современник Физули, Нидаи Челеби, пишет, что Физули принадлежал к туркоманам Ак Коюнлу[39]. Этой версии придерживается большинство современных исследователей, хотя некоторые предполагают, что поэт мог иметь курдское происхождение[24][40][41][42].

Образование получил в Багдаде, где изучал медицину, астрономию, логику, математику, а также древнегреческую и восточные философские системы. Был знаком с трудами Аристотеля и Платона. Тексты его произведений указывают на то, что Физули был знаком с творчеством Хагани, Низами, Хабиби, Насими.

Поэт выбрал себе довольно необычный псевдоним (техаллус). Физули на фарси означает дерзкий, нахальный. В предисловии к своему персидскому дивану Физули объясняет выбор столь необычного псевдонима тем, что он хотел выбрать для себя уникальное имя, которое никому бы не захотелось повторить.[43]

Он преподавал, одно время был служителем в мавзолее имама в городе Наджаф, откуда затем был уволен из-за немилости к нему вымогателей-чиновников и духовенства. Из-за этого испытал материальные трудности. Султан Селим назначил ему пенсию в размере 9 ахча.

Скончался Физули в 1556 году во время эпидемии чумы[44].
[править] Анализ творчества
Марка Азербайджана, посвящённая 500-летию со дня рождения Физули

Всего написано великим поэтом 16 произведений на азербайджанском, персидском и арабском языках.

Из этих произведений два переводные, остальные оригинальные. Физули — преимущественно поэт-лирик. Подавляющее большинство его поэтических произведений — газели, крупнейшее — поэма «Лейли и Меджнун». В своих газелях Физули отразил недовольство, переживания и чаяния широких народных масс, претерпевших разорение, гнёт, нищету в результате междоусобных войн и борьбы между турецкими и персидскими феодалами за гегемонию на Ближнем Востоке. Поэт страстно негодовал против непрерывных грабительских опустошающих войн, проклиная их виновников — шахов и султанов («Да прогорит пусть торжество господства»).

В своих художественных произведениях Физули резко бичевал религию. Все несчастья своей эпохи поэт усматривал в дрязгах и авантюрах лицемерного духовенства. Он квалифицировал муридбазов и кази как поработителей, угнетателей народа, как паразитов, грабивших народ. В произведении «Шикаятнаме» (Книга жалоб) поэт дал критику существующего строя, вскрывая и разоблачая его пороки, грабёж, взяточничество, подхалимство и разбрасывание народных средств, весь государственный механизм — от мелкого вилайетского чиновничества до высшей придворной аристократии включительно.
«     Я отдал им поклон, но они не приняли его говоря:

— Это не взятка.

Я предъявил им указ.

— Пустое! — отвечали они, не обращая на него внимания.

Я сказал:

— О господа, что за недостойное поведение, почему вы так неблагожелательно встречаете меня?

— Мы всех так встречаем! — отвечали они.
    »

«Собхатуль-асмар» («спор плодов») и «Бенг ве баде» («Опиум и вино») являлись первыми ласточками эпического творчества поэта. В произведении «Бенг ве баде» Физули предостерегает здоровых, которые в поисках убежища от зла и неприятностей могли бы обратиться к опиуму. Подобный призыв созвучен с пафосом романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Всем строем своей в целом жизнелюбивой поэзии Физули отстаивает право человека на земное счастье. В таком ключе следует воспринимать и аллегорию «Сагинаме», в которой о людских пороках ведут разговор музыкальные инструменты. Аллегорический ряд образов и сравнений, представленный в том числе и в таких его произведениях, как «Саххат ве мераз» («Здоровье и болезнь») и «Ринду Захид» («Гуляка и отшельник»), как бы вписываются в пути развития мировой литературы. Произведение «Ринду Захид» подвергает уничтожающей критике религию как таковую.

Самое популярное, высокохудожественное произведение Физули — поэма «Лейли и Меджнун». Тема её заимствована из арабского фольклора; она насчитывает около 30 различных вариантов в разных литературах феодальной формации до XVI века (персидская, чагатайская, турецкая, азербайджанская и др.). Физули своеобразно и мастерски использовал этот фольклорный материал и создал подлинно оригинальную поэму, превзошедшую по своей художественной выразительности все предыдущие варианты, поэму, ставшую памятником страданий, бесправной судьбы женщины Востока.
Памятник Физули в Баку

Физули устами героя поэмы Меджнун («Сумасшедший»), искателя правды и справедливости, повествует об угнетении людей своей эпохи, указывая, что в современном поэту обществе нет никакой свободы. Язык у Физули, по сути — народный, особенно в произведениях, написанных на родном языке, — красочен, глубоко эмоционален и по сей день вполне понятен. Творчество Физули оказало большое влияние на развитие литератур народов Ближнего Востока.

Серьёзное изучение творчества Физули началось в конце XIX века. Британский исследователь Элиас Гибб первым указал в своей работе, опубликованной в 1882 году, что Физули писал на азербайджанском языке[45].

Памяти Физули

В честь Физули названы:

    * Улица и площадь в центре Баку, а также улицы во многих других городах Азербайджана;
    * Район и город в Азербайджана.
    * Сёла в Шамкирском и Самухском районах Азербайджана.
    * Институт Рукописей им. М.Физули в Баку.
    * Школа-интернат им. М.Физули в Ордубадском районе Азербайджана.


Серии советских марок (СССР):
Советские марки и серии (СССР):
Наименование Год выпуска Рубрика
Портрет М. Физули 1958 Литература и искусство