search
года
рубрики
Харьковский тракторн ...
Харьковский тракторн ...
Парусный военный кор ...
Парусный военный кор ...
Азербайджанские наро ...
Азербайджанские наро ...
Руставский азотнотук ...
Руставский азотнотук ...
Огюст Ренуар (1841-1 ...
Огюст Ренуар (1841-1 ...
Рабочий-сталевар
Рабочий-сталевар
Эмблема воззвания
Эмблема воззвания
Дизель-электроход &q ...
Дизель-электроход &q ...
Бронзовая фигура гри ...
Бронзовая фигура гри ...
Колонны трудящихся с ...
Колонны трудящихся с ...
top

Можайский А. Ф.

Можайский А. Ф.
Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский (9(21) марта 1825, Роченсальм, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское, Российская империя [1] — 20 марта (1 апреля) 1890) — российский военный (морской) деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации.

Биография

Александр Можайский 9 (21) марта 1825 г. родился в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта.

С 1850 по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853—1855 годах — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт—Япония. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на ней в Балтийском море до 1863 года.

В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).
Можайский на почтовой марке 1963 года

В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 Можайский поселился в поселке Вороновицы Подольской губернии, расположенный в 20 км от г.Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.

В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект.

В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.

Умер 21 марта 1890 года. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Самолёт Можайского

Самолёт имел два паровых двигателя общей мощностью 30 л.с., расчетную скорость полета до 40 км/час, полётный вес около 950 кг, размах крыльев 24 м и длину фюзеляжа 15 м. Наземные испытания самолёта Можайский проводил на протяжении нескольких лет, начиная с 1882 года. В записке Главного инженерного управления Военного министерства, составленной по результатам испытаний в 1883 году, отмечалось, что самолёт Можайского «был приводим в действие… но взлететь не мог»[2].

21 января 1883 года, после того как был разработан новый проект самолета, Можайский представил его в VII (воздухоплавательный) отдел Русского технического общества. На специально созванном заседании Можайский сделал сообщение о создании нового самолёта. Для подробного рассмотрения новых работ Можайского была создана комиссия, в которую помимо представителей воздухоплавательного отдела вошли представители и от II (механического) отдела Русского технического общества. Комиссия, ознакомившись с результатами работ изобретателя, признала желательным, «…чтобы VII отдел оказал содействие А. Ф. Можайскому — окончить его прибор и произвести интересные опыты над летательным прибором столь больших размеров». Вместе с тем, она указала на недостаточную мощность силовой установки на самолете Можайского. Оказать материальной помощи VII отдел не мог, и Можайский вынужден был снова обратиться в военное министерство. Из министерства ему ответили, что «…продолжение испытания изобретенного им аппарата приняло на себя императорское русское техническое общество, которому и назначена определенная на этот предмет сумма». Однако никакой суммы ни изобретатель, ни Русское техническое общество так и не получили. Как впоследствии выяснилось, военное министерство решило не выделять средств на «сомнительные изобретения».

В 1885 году Можайский подал заявление в Главное инженерное управление, в котором указывал, что им получены новые практические выводы, «представляющие возможность сделать изложение теории более ясным, а вычисления более определенными» и просил не отказать в отпуске средств на производимые им работы. Комиссия, рассмотрев заявление изобретателя на своем заседании 29 июня 1885 года, отметила, что она «…не видит никакого повода к ходатайству о пособии г. Можайскому».

В июле 1885 года Можайский попытался поднять самолет в воздух, в присутствии представителей военного ведомства и Русского технического общества. Пилотировал механик И. Н. Голубев. Во время разбега по горизонтально положенным деревянным рельсам самолет накренился и поломал крыло[источник не указан 79 дней]. Тем не менее, до сих пор периодически появляются утверждения, будто самолет Можайского оторвался от земли. Сообщения этого рода впервые появились в газете в 1909 году,[2] были повторены в статье о Можайском в «Военной энциклопедии» 1916 г.[3] и затем широко запущены в оборот в конце 1940-х — начале 1950-х годов.

Позднее Можайский начал на личные средства восстанавливать самолет и заказал для него на Обуховском заводе новые, более мощные машины. С этими новыми двигателями по заключению ЦАГИ, сделанному в 1982 году, мощности было бы вполне достаточно для взлета[4]. По тому времени это были наиболее легкие и мощные паровые машины с воздушным поверхностным холодильником для пара. Общая мощность двух машин составляла 50 л.с. при удельном весе 4,9 кг на 1 л.с. После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном селе и, после того как военное ведомство отказалось его купить, был впоследствии разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.

Основные параметры самолёта и результаты расчётов и продувок:

    * размах крыла 23,2 м;
    * площадь крыла 329 кв.м;
    * удлинение крыла 1,64;
    * площадь горизонтального оперения 41,4 кв. м;
    * длина самолёта 25 м
    * высота самолёта 7,5 м;
    * колея шасси 3 м;
    * база шасси 9,4 м;
    * диаметр воздушных винтов 4,75 м;
    * частота вращения винтов 160 об/мин;
    * кпд винта 0,55;
    * мощность двигателей 22,36 кВт;
    * масса двигателей с котлом, конденсатором и сепаратором 167,1 кг;
    * удельная масса двигателей с котлом, конденсатором и сепаратором 7,47 кг/кВт;
    * взлётная масса самолёта 1266 кг;
    * нагрузка на крыло 3,85 кг/кв. м;
    * энерговооружённость 0,0177кВт/кг;
    * аэродинамическое качество вдали от земли 4,05 (сам В.Б Шавров утверждает, что качество по расчетам было около 5.5) ;
    * аэродинамическое качествовблизи земли 4,6;
    * центр масс самолёта расположен на расстоянии, равном 38,6 % САХ.

Точные чертежи самолёта не сохранились. Уже в XX веке обнаружены эскизы аппарата, выполненные от руки, а также его текстовое описание. Все существующие изображения и модели самолёта Можайского основаны на них.

По мнению Андрея Веймарна, теоретически самолет Можайского мог взлететь, так как наличие встречного ветра, который «в тот день» (имеется в виду 20 июля, хотя день испытаний не установлен точно) по данным Пулковской метеостанции достигал 10 метров в секунду, наклонной взлетной полосы и «воздушной подушки» у земли были эквивалентны значительному увеличению мощности двигателя.

В книге В. Б. Шаврова[5] приведен обширный перечень сохранившихся документов, в том числе цитируются свидетельства очевидцев. Все очевидцы утверждают, что при испытании «прибора» самолет совершил разбег, кратковременно оторвался от земли, а затем рухнул на крыло.

В 1979-81 гг. в ЦАГИ были проведены широкие исследования по установлению облика самолёта Можайского, его воздушных винтов, весовые и прочностные расчёты. Модель этого самолёта, построенная в масштабе 1:20, продувалась в аэродинамических трубах ЦАГИ с целью определения её аэродинамических характеристик.

Б. Н. Юрьев совместно с самим В. Б. Шавровым выполнили расчет самолета, согласно которым оказалось, что тяги двигателей самолета не хватало для горизонтального полета примерно на 12-15 процентов даже при самом смелом предположении об аэродинамическом качестве крыла и КПД воздушных винтов. На самом деле, реальный КПД был ниже.[5]

В итоге: самолет вполне мог разогнаться до взлетной скорости при помощи собственной силовой установки, и даже оторваться от земли после увеличения пилотом угла атаки. Кроме того, отрыву от земли мог поспособствовать «экранный эффект», о котором в то время было совершенно ничего не известно. После отрыва экранный эффект исчез, а возросшее индуктивное сопротивление тут же погасило скорость. Сваливание на крыло стало неизбежным, что немедленно и произошло, судя по описаниям испытания.[5]

Значение самолета А. Ф. Можайского для истории

Самолёт Можайского был первым в мире летательным аппаратом тяжелее воздуха, построенным в натуральную величину и имевший все составные части современного самолета: фюзеляж, крыло, силовую установку, хвостовое оперение и шасси. Кроме того, по утверждению российских исследователей, это был первый в мире запатентованный самолет.

Основная причина неудачи А. Ф. Можайского с технической точки зрения заключалась: во-первых, в отсутствии мощного и легкого двигателя; во-вторых, в те годы совершенно отсутствовала теория расчета как крыльев, так и воздушных винтов; в-третьих, отсутствие материалов и технологий, пригодных для строительства самолета.

Строительство «прибора» за свой счет тоже не могло не сказаться на качестве самолета. А. Ф. Можайский при строительстве использовал так знакомую ему морскую технологию. Например, обшивка крыла представляла собой обычную парусину с медными люверсами, через которую пропускался слаблинь. Аналогия с парусной оснасткой налицо.

А. Ф. Можайский неоднократно хлопотал о выделении средств — и перед Военным ведомством, и непосредственно перед Александром III, но добился помощи лишь дважды. В первый раз (в конце 1876 года)ему было выделено 3 тысячи рублей комиссией под председательством Д.И Менделеева, второй раз, в 1880 году он получил 2500 рублей для приобретения в Англии паровых машин. Кроме того, в 1882 году военное ведомство отвело А. Ф. Можайскому участок под Петербургом «для проведения опытов».

Справедливости ради следует признать, что зачастую отказ имел обоснованный характер. Например, комиссия под председательством М.А Рыкачева, состоявшаяся 22 февраля 1883 года, после изучения проекта рекомендовала «соотношение подъемной силы к силе сопротивления принять равным 3.7, вместо 9.6, (как было заявлено изобретателем), в связи с чем потребная мощность двигателей определялась в 75 лошадиных сил, а не 30». Продувки в ЦАГИ показали, что комиссия М. А. Рыкачева гораздо реальнее оценивала характеристики «прибора», нежели сам автор проекта.[5]

Память об А. Можайском

    * Приказом НКО СССР № 0812 объявлено о создании на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии (с 1955 г. — им. А. Ф. Можайского).
    * В Вологодской области открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского.
    * Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе.
    * именем А. Ф. Можайского назван Военный инженерный краснознаменный институт в Санкт-Петербурге
    * именем А. Ф. Можайского названа формула

Серии советских марок (СССР):
top