search
года
рубрики
Автомобили на фоне ш ...
Автомобили на фоне ш ...
Дремлик болотный
Дремлик болотный
Самолет АНТ-6 в поле ...
Самолет АНТ-6 в поле ...
Скульптурный портрет ...
Скульптурный портрет ...
Красноармеец
Красноармеец
Восточноевропейская  ...
Восточноевропейская ...
Туркменская ССР. Кол ...
Туркменская ССР. Кол ...
Эмблема конгресса
Эмблема конгресса
Прорыв блокады Ленин ...
Прорыв блокады Ленин ...
Лисица
Лисица
top

Хруцкий И. Ф.

Хруцкий И. Ф.
Иван Фомич Хруцкий (27 января 1810 — 13 января 1885) —белорусский художник, живописец. Знаменит своими натюрмортами и групповыми портретами.

Биография

Иван Фомич Хруцкий, поляк по национальности, белорус по месту рождения, известен как художник работавший в русле русской академической школы.

В историю искусства Хруцкий вошел своими натюрмортами. Среднее художественное образование он получил в Полоцком лицее. В 1827 г. Хруцкий приезжает в Петербург и в 1830 г. поступает в Академию Художеств. Здесь прямо или опосредованно он усваивает уроки таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьев, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни.

К 1832 г. относятся первые датированные этюды художника — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой». К ним примыкает группа других подобных же работ («Плоды и птичка», 1833; «Фрукты», 1834; «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», оба б. г.), отличающихся довольно простыми композициями.

Так обозначается главное направление творчества Хруцкого этого периода — работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов («Цветы и плоды», 1836, 1839; «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь», все 1830-х, и др.).

Академический Совет отметил натюрморты Хруцкого: в 1836 г. он был удостоен большой серебряной медали. В том же 1836 г. ему было присвоено звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи». Ученик М. Н. Воробьёва, Хруцкий не оставляет пейзажной живописи на протяжении всего последующего творчества («Вид на Елагином острове в Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847, и др.).

Пейзаж часто служил фоном в его портретах и жанровых полуфигурах. Так, в наиболее значительной работе 1830-х гг. — «Портрете жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решенный в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань своеобразному порождению русской живописи романтической эпохи.

Такие жанровые полуфигуры писали тогда многие художники: О. А. Кипренский, К П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. В. Тыранов и др. В творчестве некоторых живописцев (А. Г. Венецианов, В. А. Тропинин) они составили едва ли не главное направление. И если «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному работами К. П. Брюллова и Ф. А. Бруни, то картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает Хруцкого с художниками, не имевшими академического образования, — А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. За эту свою работу Хруцкий получил малую золотую медаль.

В 1839 г. он был удостоен звания академика живописи. Причём остается неясным, получил ли художник звание за конкретную работу, или же его удостоили звания «как известного Академии отличными трудами в портретной, пейзажной и особенно живописи плодов и овощей». Так или иначе, но с этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты-картины.

Происходят в жизни художника и другие, гораздо более важные события. После смерти отца он оставляет Петербург и в 1839[1] г. возвращается в Белоруссию. В 1844 г. И. Ф. Хруцкий приобрёл имение Захарничи Полоцкой губернии (в 20 км от Полоцка), где по собственному проекту построил дом и заложил сад.
Он не оставляет занятий живописью, хотя теперь в его работах преобладает иная ориентация, иные направления. Много внимания художник отдает выполнению церковных заказов. По настоянию своего покровителя, униатского митрополита Иосифа Семашко, он пишет иконостасы для униатских храмов Вильнюса, Каунаса и других литовских городов.

В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого Вильнюсского альбома И. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже. Еще одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром «в комнатах» («Мастерская художника», б. г.; «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря», «В комнате», оба 1854; «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи», 1855, и др.).

Произведения

Чаще всего наряду с религиозной живописью он пишет портреты. Портретные изображения, как правило, введены художником и в его «интерьеры». В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, выучеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1850-е) — может быть, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения — прием, к которому художник прибегал довольно часто.

Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить «Семейный портрет» (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображенных. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решенная в сдержанных, приглушенных тонах. Написанный в середине 1850-х гг., «Семейный портрет», как и многое в творчестве Хруцкого, представляется явлением переходным, подготавливающим следующий этап в развитии русской живописи.

Могила

Похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи[1] (в 20 км от Полоцка).

Серии советских марок (СССР):
top