search
года
рубрики
Изучение криля. Набл ...
Изучение криля. Набл ...
Велосипедный спорт
Велосипедный спорт
Химический комбинат. ...
Химический комбинат. ...
Трудящиеся - борцы з ...
Трудящиеся - борцы з ...
К. С. Петров-Водкин. ...
К. С. Петров-Водкин. ...
В СССР всеобщее сред ...
В СССР всеобщее сред ...
Здание павильона ССС ...
Здание павильона ССС ...
Портрет Л. В. Собино ...
Портрет Л. В. Собино ...
Рига. Государственны ...
Рига. Государственны ...
A. Г. Венецианов (17 ...
A. Г. Венецианов (17 ...
top

Левитан И. И.

Левитан И. И.
Исаа́к Ильи́ч Левита́н (18 (30) августа 1860 год, Кибарты, Ковенская губерния, Российская империя — 1900, Москва) — великий российский художник, мастер пейзажа, основоположник жанра «пейзаж настроения».

Биография

Родился 18 (30) августа 1860 года в местечке Кибарты (лит. Kybartai) Ковенской губернии (ныне Литва) в образованной, но бедной еврейской семье.

Его отец — Илья Абрамович (Эльяшив Львович) Левитан (1827—1877) — сын раввина, закончил виленское раввинское училище. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки, а затем работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которой занималась французская компания.

Имя матери до нас не дошло. Левитан никогда не называл его. Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей — брат Адольф (Авель-Лейб) и сёстры Тереза и Эмма.

Художественное училище (1873—1885)

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х перевозит семью в Москву. В 1871 году старший брат Исаака, Авель-Лейб, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой. Осенью 1873 года туда же подал прошение и был принят и 13-летний Исаак.

В училище его учителями были, в числе прочих, Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов, известные русские художники.

В 1875 году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Оставив по болезни работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать четверых детей на заработки от репетиторства. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 г. освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 умирает от тифа отец Левитана. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обращает внимание на Левитана и берёт его к себе, в пейзажный класс. В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

«Левитану давалось все легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой» — вспоминал его товарищ, известный русский живописец Михаил Нестеров.

В 1879 году, после покушения Соловьева на государя Александра II, совершённого 2 апреля, выходит царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». 18-летнего Левитана высылают из Москвы.

В летние месяцы 1880—1884 годов он писал с натуры в Останкине. К этому времени относятся работы: «Дубовая роща. Осень» (1880, НГХМ), «Дуб» (1880, ГТГ), «Сосны» (1880, частное собрание). Художник создаёт пейзажи в Саввинской слободе под Звенигородом: «Последний снег. Саввинская слобода» (1884, ГТГ), «Мостик. Саввинская слобода» (1884, ГТГ).

«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», — пишет Константин Паустовский.

Весной 1885 года в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания.

Знакомство с Чеховыми

Левитан вышел из Московского училища живописи и ваяния без диплома. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке[1]. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы.[2] Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

В середине 1880-х годов улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье — у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 году в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку шестидесяти пейзажей.

Волга, Плёс, Европа (1887—1890)

В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту, он отправляется на Волгу. Поездка на великую русскую реку, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов, давно была задумана Левитаном (он почти уже собрался ехать туда в начале 1880-х годов, но не смог поехать из-за болезни сестры). Однако первая встреча с Волгой не удовлетворила живописца. Стояла холодная, пасмурная погода, и река показалась ему «тоскливой и мертвой». Левитан писал Чехову: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы…»

Однако на следующий год он снова решил ехать на Волгу. Весной 1888 года Левитан вместе со своими друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка — Плёса, где было решено задержаться и пожить некоторое время. В итоге Левитан провел в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888—1890), приезжая туда ещё дважды.

Около 200 работ, выполненные им за три лета, проведённых в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.

Существует мнение, что картина «Над вечным покоем», изображающая надвигающееся штормовое облако, является «самой русской» из всех, когда-либо написанных на русскую тему картин.

С конца 1889 года по начало 1890 года Левитан впервые совершил поездку в Западную Европу, посетив Францию и Италию. Он отправился туда для того, чтобы ознакомиться с современной живописью, широко представленной на проходившей в то время в Париже Всемирной выставке. Вероятно, особенно интересовали его устроенная там ретроспективная экспозиция творчества давно любимых им художников барбизонской школы — Камиля Коро, Жана-Франсуа Милле, Теодора Руссо и произведения импрессионистов. По свидетельству Нестерова, поездка придала ему «более уверенности в себе. Там, на Западе, где искусство действительно свободно, он убедился, что путь, намеченный им раньше, верен».

Передвижники, высылка

В 1891 году был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок.
«Владимирка», 1892 год

В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселению в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем хлопоты друзей увенчались успехом, и художнику позволили вернуться. К этому периоду относится его полотно «Владимирка» (1892), где изображена дорога, по которой осуждённых гнали в Сибирь.

В 1893 году проводит лето в ус. Панафидиных в Тверской губ. Знакомится с Вышневолоцким владельцем ус. Островно Ушаковым В. Н. Вместе с С. П. Кувшинниковой Левитан живёт в с. Островно, бывает на озере Удомля и Островенском озере, где формируется сюжет для картины «Над вечным покоем».

В 1894 году проводит лето с Кувшинниковой С. П. в усадьбе Ушаковых в с.Островно Вышневолоцкого у. Тверской губ. Здесь же знакомится с семьёй Турчанинова И. Н. (зам. градоначальника Санкт-Петербурга), владеющих дачной усадьбой Горка. Завязывается роман с Турчаниновой Анной Николаевной, который будет продолжаться до самой кончины художника. Разрыв отношений с Кувшинниковой Софьей. Совершает поездку в Австрию и во Францию.

В 1895 году проводит лето и осень в усадьбе Турчаниновых Островно Вышневолоцкого у. Тверской губ., где для него специально построена художественная мастерская (место, где р. Съежа впадает в оз. Островно). Летом по просьбе А. Н. Турчаниновой Левитана навещает А. П. Чехов.

Третьяков М. П. покупает у Левитана картины «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и др. После посещения ус. Горка А. П. Чехов пишет рассказ «Дом с мезонином» и пьесу «Чайка».

В 1896 году в Одессе состоялась совместная выставка картин Исаака Левитана, Виктора Симова и Александра Попова.

Левитан на несколько недель ездил в Финляндию, где написал картины: «Крепость. Финляндия» (крепость Олавинлинна в Савонлинне), «Скалы, Финляндия», «Море. Финляндия», «Пунка-Харью . Финляндия» (Пункахарью, в частном собрании). В течение 1897 года художник закончил картину «Остатки бывалого. Сумерки. Финляндия».

Тогда же, в 1896 году, после вторично перенесенного тифа, усилились симптомы и прежде дававшей о себе знать болезни сердца (аневризма сердца). Вскоре стала очевидной и мера тяжести, неизлечимость болезни. В начале марта 1897 года в одном из писем Чехова появились строки: «Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него  не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук…».

Преподавание. Последние годы

В 1898 году Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые».

Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту. В то время в Ялте жил Чехов. Старые друзья встретились постаревшими и отчуждёнными. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, всё говорил о своей близкой смерти. Он её откровенно боялся и не скрывал этого, сердце болело уже почти непрерывно.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трехсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного Левитана. Всё лето, с июня, в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонировались картины Левитана.

22 июля (4 августа) 1900 год в 8 часов 35 минут утра Исаак Левитан умер. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя работа — «Озеро. Русь.» (не закончена).

Исаак Левитан был похоронен 25 июля на старом еврейском кладбище, по соседству с Дорогомиловским кладбищем. На похоронах были художники В. А. Серов (приехавший на похороны из-за границы), А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, Н. А. Касаткин, Л. О. Пастернак, В. В. Переплетчиков, К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля, художественный критик П. Д. Эттингер, ученики, знакомые, почитатели таланта художника.

В 1901 году прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Кроме ранее экспонировавшихся произведений — выставленные впервые, и среди них — неоконченная картина «Озеро» (1900).

Через два года, в 1902 году, Авель Левитан установил памятник на могиле своего младшего брата.

22 апреля 1941 года прах был перенесён на Новодевичье[3]. С тех пор могила Исаака Левитана находится в непосредственной близости от могил близких его друзей, — Нестерова и Чехова.

Вопреки распространенному мифу, Левитан не придерживался запрета иудаизма на изображение людей. Об этом свидетельствует, например, то, что в 1880 г. им был написан «Автопортрет». В 1904 г. мастерская Левитана в ус. Горка (Тверская губ.) сгорела.

Творчество Левитана в современной культуре

    * Текст композиции «Владимирская Русь» (1986) знаменитой российской (советской) рок-группы «Черный кофе» является по сути творческим пересказом картины Левитана «Над вечным покоем».

Выпущена мМарка СССР «50 лет со дня смерти художника И. И. Левитана» (1950, 50 копеек, ЦФА 1568, Скотт 1528)

Серии советских марок (СССР):
top