Финляндия (фин. Suomi, швед. Finland; официально Финля́ндская Респу́блика, фин. Suomen tasavalta, швед. Republiken Finland[3]) — государство на севере Европы, член Европейского союза и Шенгенского соглашения. Граничит на востоке с Россией, на северо-западе — со Швецией и на севере — с Норвегией. На юге и западе берега страны омывают воды Балтийского моря и его заливов — Финского и Ботнического. Столица — Хельсинки.
Дата независимости - 6 декабря 1917 (от РСР)
Официальные языки - финский, шведский
Форма правления - Парламентская республика
Гос. религия - лютеранство и православие
Территория - 338 424 км²
Население - 5 340 093 чел.
Валюта - евро (EUR, код 978) (до 2002 года — финская марка)
История почты и почтовых марок Финляндии охватывает периоды, соответствующие почтовым системам государств, в составе которых находилась Финляндия (Швеция, Российская империя), и независимой Финляндии (с 1917).
Домарочный период
Почтовая служба на территории Финляндии, находившейся под шведским правлением, была создана в 1638 году. В результате русско-шведской войны 1808—1809 годов Финляндия вошла в состав Российской империи как Великое княжество Финляндское. В 1812 году почтовая система Финляндии была реорганизована по русскому образцу. Одновременно с этим были введены почтовые штемпеля с русскими надписями. В 1847 году в употребление вошли штемпеля с надписями латинским шрифтом.[1][2]
С 1 января 1845 года на территории Великого княжества Финляндского были введены штемпельные конверты («куверты»), ставшие первыми на территории Российской империи. Знак почтовой оплаты с изображением герба страны и указанием номинала помещался в левом нижнем углу на адресной части конверта. В 1850 году рисунок был изменён и перенесён на клапан конверта. Номинальная стоимость указанных конвертов: 5, 10 и 20 копеек. Существуют разновидности — различная бумага конвертов и так называемые «жемчужины» в рисунке знака почтовой оплаты.[3][1]
Выпуски марок
Выпуски Великого княжества Финляндского
12 февраля 1856 года, указом, подписанным российским императором Александром II, Великому княжеству Финляндскому был разрешён выпуск почтовых марок как для внутренней, так и для международной корреспонденции. Первая серия марок вышла уже 3 марта того же года. При этом для первого выпуска был сохранён рисунок марок и техника его исполнения, применявшаяся при печати штемпельных конвертов. Матрицы были изготовлены К. Меллгремом.[3]
В 1860 году в обращение поступили марки с новым рисунком. Они печатались на цветной бумаге. В 1866 году эти марки переиздали, в связи с введением в 1865 году в княжестве собственной денежной системы — 1 финская марка = 100 пенни = 37,5 копейки. Особенностью марок второго и третьего выпусков было применение для отделения марок от листа волнообразных просечек пяти типов. В дальнейшем из-за неудобства этого метода от него отказались и перешли на общепринятую регулярную перфорацию.[4][1]
В 1875 году рисунок марок был изменён и дано название страны на финском и шведском языках — «Suomi / Finland». Марки этого выпуска печатались с клише, подготовленного в Дании, с 1875 по 1881 год в типографии финляндского сената, а с 1882 по 1884 год — в типографии Карта-Сигиллата-Контор в Гельсингфорсе (Хельсинки). В том же году тиражом в 57,5 тысяч экземпляров была выпущена почтовая миниатюра номиналом в 32 пенни. Эта марка гравировалась и печаталась в датской типографии Тиле в Копенгагене и, в отличие от марки отпечатанной в Финляндии, имеет зубцовку 14:13½ вместо 11. Она была в обращении до 15 августа 1879 года и является одной из самых редких марок Финляндии.[4][1]
На марках 1889 года помимо финского и шведского было помещено русское название страны, денежная единица также была указана на русском языке.[1]
На финских марках первых семи выпусков был изображён герб Великого княжества, что в последующем было запрещено центральной администрацией России. Памятником протеста против этого запрета был частный выпуск, состоявшийся 14 августа 1890 года, так называемых «траурных» благотворительных виньеток, наклеивавшихся отправителями на конверты и открытки дополнительно к почтовым маркам, а также немаркированных открыток с изображением этой виньетки.[4]
В 1890 году все знаки почтовой оплаты Финляндии были объявлены недействительными для корреспонденции в Россию. Для международных отправлений они могли быть использованы до 14 августа 1900 года, а внутри страны — до 14 января 1901 года. Начался процесс унификации почтового обращения Великого княжества Финляндского с общероссийским.[4][1]
С 1 мая (19 апреля) 1891 года распоряжением центральной администрации была установлена почтовая такса, равная общегосударственной, и введены новые почтовые марки с номиналами в российской валюте (от 1 копейки до 7 рублей). Для них был использован рисунок общегосударственных стандартных марок одиннадцатого и двенадцатого выпусков 1889—1892 годов, но с добавлением в качестве отличительного знака окружностей с точкой внутри, проставленных в различных комбинациях. Миниатюры печатались в Экспедиции заготовления государственных бумаг.[4][1]
С 14 января 1901 года для почтовых отправлений за границу и в Россию применялись только российские марки, которые продавались во всех почтовых отделениях и находились в обращении до 15 ноября 1917 года.[1]
Для почтовых отправлений внутри страны с 1901 года выпускались марки с номиналами в финской валюте и рисунком общегосударственных стандартных марок. Эти марки были изъяты из обращения 31 мая 1920 года.[1]
Флаг Финляндии Выпуски независимой Финляндии
В конце 1917 года почтовая администрация Финляндии подготовила и начала выпуск серии стандартных марок с изображением национального герба (без княжеских регалий) в овале. Этот рисунок, с некоторыми изменениями, используется до сих пор.
В 1922 году вышла первая почтово-благотворительная марка с доплатой в фонд Красного Креста. С 1930 года серии с доплатой в фонд Красного Креста или в фонд борьбы с туберкулёзом выпускаются ежегодно.[2][1]
Первые коммеморативные марки вышли по случаю национальной филателистической выставки, проходившей с 10 по 18 ноября 1928 года в Хельсинки. На стандартных марках 1927 года была сделана надпечатка «Postim. näytt. / 1928 / Frim. utställn.».
С 1972 года часть марок печатается на флюоресцентной бумаге, а с 1974 года она используется для всех знаков почтовой оплаты.
В 1981 году в некоторых почтовых отделениях Финляндии были установлены автоматы для продажи автоматных марок. Первые автоматные марки были выпущены в апреле 1982 года. К 1998 году число автоматов возросло до 300 по всей стране.
В 1985 году к предстоящей Международной филателистической выставке «Finlandia-88» вышел первый почтовый блок Финляндии.
1 января 2002 года в обращение поступила десятимарочная серия «Цветы» с номиналами в евро. Прежние выпуски в номиналах в финской валюте использовались до 30 июня 2002 года.[7]
Необычные выпуски
В 2008 году финская почта выпустила первую в мире прозрачную марку. На ней изображение снежинки на фоне звёздного неба и Северного сияния. Выпуск самоклеющийся и называется «Морозная ночь». Прозрачность миниатюры проявляется тогда, когда она отделена от бумаги.[8]
Специальные марки
Авиапочтовые марки
Первая авиапочтовая марка Финляндии появилась в 1930 году и была предназначена для оплаты корреспонденции, перевозимой дирижаблем «Граф Цеппелин». На стандартной марке 1930 года номиналом в 10 марок была сделана надпечатка «Zeppelin. 1930». Существуют марки с ошибкой в дате: «1830».[2][1]
Посылочные марки
Для оплаты посылок, доставляемых почтовыми автобусами, с 1949 по декабрь 1981 года выпускались специальные марки. Они издавались в буклетах.[2][1] Всего состоялось четыре выпуска посылочных марок. 9 января 1985 года посылочные марки были изъяты из обращения.[9]
Марки полевой почты
В 1941—1944 годах на оккупированной территории Карелии финская полевая почта для связи своих военнослужащих использовала специально изданные для этих целей безноминальные знаки в виде почтовых марок, марки Финляндии с надпечаткой «KENTTÄ- / POSTI / FÄLTPOST» и безноминальные марки оригинальных рисунков с надписью «PUOLUSTUSVOIMAT KENTTÄPOSTIA». Всего было осуществлено три оригинальных выпуска (в 1941, 1943 и 1944) и один с надпечатками (в октябре 1943).[10]
Марки полевой почты выпускались также в сентябре—октябре 1963 года. Они использовалась во время манёвров.[2] В апреле 1983 года на марках 1963 года была сделана надпечатка «1983».[6]
Аландские острова
С 1 марта 1984 года Аландские острова, пользующиеся внутренней автономией, выпускают собственные марки с надписью швед. «Åland».[11]
Местные почты
Тампере
В 1862—1893 годах в округе Тампере работала местная окружная почта. Стоимость доставки корреспонденции составляла 12 пенни. В 1866—1875 годах выпускались марки этого номинала. Существуют новоделы.[2][1]
Частные почты
В ряде городов Финляндии (Хельсинки, Тампере и др.) существовали местные полуофициальные или частные почты, выпускавшие собственные марки.[2]
В конце XIX века различные судоходные и паромные компании Финляндии перевозили почту. Для дополнительной оплаты частным порядком выпускались марки, которых существует значительное количество.[2]
Некоторые частные почты и пароходные компании Финляндии, выпускавшие почтовые марки:
* Борго (Borgå; ныне Порвоо) — в конце 1890-х годов существовала пароходная компания, перевозившая местную почту.[12]
* Друмсё (Drumsö; ныне Лауттасаари) — в 1914—1936 годах существовала пароходная компания, перевозившая местную почту.[13]
* Лахтис (Lahtis; ныне Лахти) — в 1890-х годах существовала пароходная компания, перевозившая местную почту.[14]
* Ловиса (Lovisa; ныне Ловийса) — в 1890-х годах существовала пароходная компания, перевозившая местную почту.[14]
* Мариехамн (Mariehamn) — в 1890-х годах существовала пароходная компания, перевозившая местную почту.[15]
* Нодендаль (Nådendal; ныне Наантали) — в 1890—1900 годах существовала пароходная компания, перевозившая местную почту.[16]
* Сиббо (Sibbo; ныне Сипоо) — в 1892—1899 годах существовала пароходная компания, перевозящая местную почту финских городов.[17]
* Тампере (Tampere) — в 1890-х годах существовала пароходная компания, перевозившая местную почту.[18]
* Åbo Läns Kustångbåts (Å. L. K.) — пароходная компания, основанная в 1897 году в Або (ныне Турку). Занималась в конце 1890-х — начале 1900-х годов перевозкой местной почты.[19][20]
* Granö Ångslups Aktiebolag — пароходная компания, обслуживавшая острова Гранё (ныне Куусисаари) в 1895 году.[21]
* Helsingfors Ångfartygs Aktiebolag (HÅA) — пароходная компания, основанная в в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). Занималась перевозкой почты в 1866—1891 годах.[22][23]
* Lohjan Höyrypursi Oy — пароходная компания в городе Лохья, перевозившая в 1890-х годах местную почту.[14]
* Nyländska Skärgårds A. B. — пароходная компания, занимавшаяся перевозкой почты в конце XIX — начале XX веков.[16]
* Östra Skärgården — пароходная компания, занимавшаяся перевозкой почты в конце XIX века.[24]
* Päijänteen Laiva Oy — пароходная компания, занимавшаяся перевозкой почты в 1890-х годах.[25]
* Porkala-Långuiken — пароходная компания, занимавшаяся перевозкой почты в 1890-х годах.[25]
* Skärgård Trafik Aktiebolaget — пароходная компания, занимавшаяся перевозкой почты в 1874—1887 годах.[17]
* Sommaroanna S. S. Co. — пароходная компания, занимавшаяся перевозкой почты в 1895 году.[17]
* Thor S. S. — пароходная компания, обслуживавшая финские города в 1870—1880-х годах.[18]
* Wanajaavesi S. S. Co. — пароходная компания, занимавшаяся перевозкой почты в конце XIX века.[26]
* Wapparn — пароходная компания, занимавшаяся перевозкой почты в 1890-х годах.