Товар успешно добавлен в корзину.

MarkiMira.ru - почтовые марки со всего мира!

info@markimira.ruКОНТАКТЫ
0товаров
Репин И. Е.
Илья́ Ефи́мович Ре́пин (Рѣпинъ) (1844—1930) — русский[1] художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое»[2]. Преподаватель, был профессором — руководителем мастерской (1894—1907) и ректором (1898—1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой; среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, давал также частные уроки В. А. Серову.

Биография

Илья Репин родился 24 июля 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1855 занимался в топографической школе, но она закрылась из-за упразднения военных поселений. С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова.

В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Обучался также у Р. К. Жуковского. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».

Во время своего путешествия по Волге в 1870 году написал ряд этюдов и эскизов; по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

В 1872 году за программную работу «Воскрешение дочери Иаира» получил Большую золотую медаль и право на 6-летнее обучение в Италии и Франции, где завершил художественное образование.

С 1873 года Репин путешествует за границей в качестве пенсионера Академии, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко».

Возвращается в Россию летом 1876 года. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву.

В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Первый Репин подарил другу, историку Дмитрию Яворницкому, а тот — Павлу Третьякову. Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии (писарь — Яворницкий, Иван Сирко — киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров, раненый в голову казак — художник Николай Кузнецов; войсковой судья в чёрной шапке — Василий Тарновский; молодой казачок в круглой шапке — его сын, обладатель обширной лысины — Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии, обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат. Поначалу он отказался позировать с затылка. Пришлось пойти на хитрость. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника, и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся.
Второй вариант картины (1880—1891 гг.) хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Кто для него позировал, неясно. А третий вариант (1893 г.) — в Харьковском художественном музее. Он уступает по размерам первоначальному, а писарь подан тщедушным интеллигентом в очках[3].

В 1882 году переезжает в Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г., став одним из вождей реалистической школы живописи. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).

В 1887 году Репин развёлся с женой Верой Александровной Шевцовой, от этого брака у художника остались две дочери Вера и Надя, которых он нежно любил и не раз писал их портреты. В том же году он вышел из Товарищества художественных передвижных выставок. Ему не нравилось, что передвижники замыкаются в себе и не принимают новых членов, особенно молодых.

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты П. А. Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.

С начала 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравнёве Витебской губернии. Здесь им созданы картины «Белорус» (1892), «Осенний букет» (1892), «Охотник с ружьём» (1892), «Дуэль» (1896), «Портрет сына Юрия на террасе Здравнёвкого дома» (1896) и другие, ряд этюдов.

В 1893 г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. В 1894—1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств, а в 1898—1899 гг. — ректор Академии.

В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.

На почве переутомления у Репина стала болеть, а потом перестала действовать правая рука, но он научился писать левой рукой.

В 1899 году Репин женился на Наталье Борисовне Нордман и приобрёл на её имя землю в посёлке Куоккала в Финляндии, на которой он выстроил усадьбу и назвал «Пенаты». Там он провёл последние тридцать лет жизни. Посёлок Куоккала после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии.

Репин и Финляндия

Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. Он был знаком со многими деятелями финской культуры, например с художником Альбертом Эдельфельтом и с поэтом Эйно Лейно. В 1919 году Репин подарил Обществу художников Финляндии свою коллекцию из 23 работ русских художников и семи собственных. Так началась коллекция Репина Атенеум.[4] Позже, в 1960-х годах, находящиеся в Финляндии известные рисунки и картины Репина из коллекции Шувалова, были предложены Музею Атенеум для покупки. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее.[5]

В 1920 году финские художники выбрали Репина почётным членом Общества художников Финляндии. По этому случаю в ресторане отеля Кают-компания в Хельсинки состоялся торжественный ужин, а затем художники принялись рисовать большую картину Знаменитости Финляндии,[6], которая была закончена много лет спустя. В настоящее время картина выставлена в кафе Атенеума.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в Куоккале, где и был похоронен в своём любимом саду рядом с домом.

Сын Репина Юрий так же был художником. Род Репина сейчас представляют живущие в Ярвенпяя потомки его брата. Племянник художника Илья Репин изготовил две православных святыни (раки) для иконостасов из дерева: для молельни в Ярвенпяя в 1948 и через 10 лет для новой православной церкви на кладбище в Хельсинки.

В 1930-годах начинается настоящий культ Репина на родине, когда его работы стали образцами периода социалистического реализма в СССР. Имя Репина стало в одном ряду с именами Толстого, Мусоргского и Римского-Корсакова. Репин сам написал работы на темы революции, такие как: Расстрел демонстрантов, Красные похороны и У царской виселицы, которые он подарил музею революции по случаю визита делегации советских художников летом 1926 года.[7][8]. Среди этих картин есть портет Керенского.[9]

Политические взгляды

Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта „мерзость“ рухнет»[10]. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Сам Репин об этой картине говорил: «„Быдло“ — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают…»[11] Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Своеобразным ответам эмиссарам от страны Советов стали и полотна художника, которые никогда не выставлялись в СССР, например, «Большевики (Красноармеец, отнимаюший хлеб у ребёнка)», — картина, однозначно поясняющее отношение Репина к Советской власти. В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.

Резко отрицательно относился к реформе русской орфографии 1917—1918 гг.[12][13]

Память

Выпущена почтовая марка Украины, посвящённая Репину, 1994

В 1940 году, когда Куоккала перешла Советскому Союзу после советско-финской войны (впоследствии она была переименована в Репино), там был открыт мемориальный музей Репина. Мемориальный музей Репина есть также в его родном Чугуеве. В 1958 году в Москве на Болотной площади (называвшейся в 1950—1990-е годы площадью Репина) был открыт памятник И. Е. Репину (скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин).

В 1975 году в Австрии построен теплоход «Илья Репин» на 210 мест.

5 августа 2009 года в честь 165-летия художника на главной странице поисковой системы «Google» надпись Google была выполнена на фоне картины Репина «Садко в подводном царстве».[14]

В честь Репина названы:

    * Астероид 2468.
    * Кратер на Меркурии.
    * Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры.
    * Детская художественная школа в Тольятти.
    * Детская художественная школа в Чугуеве
    * Улица Репина на Васильевском острове в Санкт-Петербурге — самая узкая улица Петербурга


Серии советских марок (СССР):
Советские марки и серии (СССР):
Наименование Год выпуска Рубрика
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-1891) 1956 Литература и искусство
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (по картине И. Репина, 1880-1891) 1944 Литература и искусство
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (по картине И. Репина, 1880-1891) 1944 Литература и искусство
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (по картине И. Репина, 1880-1891) 1944 Литература и искусство
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (по картине И. Репина, 1880-1891) 1944 Литература и искусство
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (по картине И. Репина, 1880-1891) 1944 Литература и искусство
"Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (по картине И. Репина, 1880-1891) 1944 Литература и искусство
Автопортрет (1878). "Бурлаки на Волге" (1870-1873) 1956 Литература и искусство
Автопортрет И. Е. Репина 1944 Литература и искусство
Автопортрет И. Е. Репина 1944 Литература и искусство
Автопортрет И. Е. Репина (ГТГ) 1944 Литература и искусство
Автопортрет И. Е. Репина (ГТГ) 1944 Литература и искусство
Автопортрет И. Репина 1969 Литература и искусство
И. Е. Репин (1844-1930). "Арест пропагандиста" (1878, ранний вариант) 1967 Литература и искусство
И. Е. Репин. "Бурлаки на Волге" (1870-1873, фрагмент) 1969 Литература и искусство
И. Е. Репин. "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1880-1891, фрагмент) 1969 Литература и искусство
И. Е. Репин. "Не ждали" (1884, фрагмент) 1969 Литература и искусство
И. Е. Репин. "Отказ от исповеди" (1879-1885, фрагмент) 1969 Литература и искусство
Памятник И. Е. Репину в Москве (ск. М. Манизер, арх. И. Рожин), 1958 г. 1959 Литература и искусство
Портреты художников. Здание академии художеств в Ленинграде 1957 Литература и искусство