Товар успешно добавлен в корзину.

MarkiMira.ru - почтовые марки со всего мира!

info@markimira.ruКОНТАКТЫ
0товаров
Римский-Корсаков Н. А.
Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 (18) марта 1844(18440318), Тихвин, Новгородская губерния — 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская губерния) — русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; представитель «Могучей кучки», возглавлял Беляевский кружок. Среди его сочинений — 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Биография

Детство и юность

Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине. Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862) — служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем губернатором на Волыни, мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого орловского помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Большого Богородицкого мужского монастыря.

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка М. И. Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле.

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище). К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

Знакомство с Балакиревым и плавание на клипере «Алмаз»

В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония ор. 1. По словам самого Н. А. Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы обучения у Канилле,[1] однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».[2]

В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в изумительных морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Работа на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Andante) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство.[3]

Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки, в том числе подружился и с новым участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию — сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова.

Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Обратившись под влиянием Балакирева к подлинным славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.

Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — и прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шехеразада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине, — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.

Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского.

В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».

Творчество 1870—1880 годов

И когда Римский-Корсаков был приглашён профессором в Санкт-Петербургскую консерваторию (1871), он совершенствует свои музыкальные познания и навыки.

В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея).

С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период — в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания — профессор; и начав преподавание в Консерватории Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины преподаваемые в Консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шехеразада». Он восхищался перед сверстниками и современниками. Он восхищался музыкой и мастерством различных юных и современных талантов.

Творчество 1890—1900 годов

В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).

Педагогическая деятельность

Римский-Корсаков был создателем композиторской школы [4], среди его учеников 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, в том числе А. С. Аренский, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, А. К. Глазунов, М. Ф. Гнесин, М. М. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Казбирюк, Н. В. Лысенко, А. К. Лядов, В. О. Малишевский, Э. Млынарский, Н. Я. Мясковский, А. В. Оссовский, С. С. Прокофьев, Н. А. Соколов, А. А. Спендиаров, И. Ф. Стравинский, О. Респиги, Н. Н. Черепнин, М. О. Штейнберг.[5], [6]

Семья

Сын Римского-Корсакова музыковед Андрей Николаевич Римский-Корсаков (1878, Санкт-Петербург — 1940, Ленинград) был женат на ученице отца, композиторе Юлии Лазаревне Вейсберг (1879, Оренбург — 1 марта 1943, Ленинград), погибшей вместе с сыном, Всеволодом Андреевичем Римским-Корсаковым (25 апреля 1915, Санкт-Петербург — 1943, Ленинград) в блокадном Ленинграде.[7]

Младший сын — композитор Георгий Николаевич Римский-Корсаков (1901, Санкт-Петербург — 1965, Ленинград).

Зять — композитор Максимилиан Осеевич Штейнберг, с 4 июня 1908 года — муж Надежды Николаевны Римской-Корсаковой. Их дочь — филолог Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914—1987).

Список сочинений

Оперы

    * Псковитянка
    * Майская ночь
    * Снегурочка
    * Млада
    * Ночь перед Рождеством
    * Садко
    * Моцарт и Сальери
    * Боярыня Вера Шелога (пролог к Псковитянке)
    * Царская невеста
    * Сказка о царе Салтане
    * Сервилия
    * Кащей Бессмертный
    * Пан воевода
    * Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
    * Золотой петушок

Симфонические произведения

    * Симфония № 1
    * Увертюра на темы трех русских песен
    * Антар (Симфония № 2)
    * Симфония № 3
    * Шехеразада
    * Испанское каприччио
    * Светлый праздник

Книги

    * Летопись моей музыкальной жизни

О творчестве композитора

Музыковед Абрам Акимович Гозенпуд в интервью "Петерубргскому театральному журналу (2002 г.) процитировал письмо Римского-Корсакова, объясняющее его отношение к собственному творчеству:

    Пока жив человек, будет жить его культура, а не памятники, которые ему воздвигают. Процитирую по памяти великого Римского-Корсакова, который как-то обратился к редактору «Русской музыкальной газеты» с просьбой: «Не называйте меня великим. Я пишу Вам, не для печати, надеюсь, что мое письмо никогда не будет напечатано. Был только один Глинка. Если Вы назовете меня глинкианцем, я поблагодарю вас — это высший титул. Памятники нужно воздвигать людям, память о которых исчезает с их смертью, — политическим деятелям, царям, полководцам. А какой памятник может быть выше того, который воздвиг Глинка? Он не рукотворный, поэтому прошу Вас, не называйте меня великим, если уж Вам так нужно — не лишенным таланта, лучше просто — Римский-Корсаков. Те, кто меня не знает, не поверят, что я великий, тем, которые знают, — это, возможно, понравится. Но последние мои оперы не нравятся. Вероятно, меня забудут, а может, уже забыли. Это обидно будет, потому что я много написал». Чудное письмо, сейчас такого никто не напишет. [8]

Адреса в Санкт-Петербурге

    * Лето 1856 года — квартира П. Н. Головина в доме О. П. Зубовой — Миллионная улица, 6;
    * 1867 — 09.1871 года — доходный дом Аренс — 7-я линия, 4;
    * 09.1871 — 1872 — доходный дом Зарембы — Пантелеймоновская улица, 11, кв. 9;
    * 1872 — осень 1873 года — дом Морозовых — Шпалерная улица, 4;
    * осень 1873—1883 — доходный дом Кононова — Фурштатская улица, 33, кв. 9;
    * 1883—1889 — Владимирский проспект, 18, кв. 5;
    * 1889 — 19.09.1893 года — дом Капеллы — набережная реки Мойки, 20;
    * 19.09.1893 — 21.05.1908 года — дворовый флигель доходного дома М. А. Лавровой — Загородный проспект, 28, кв. 39. Памятник истории Федерального значения — По реестру Министерства культуры № 7810522000

Выпущена почтовая марка СССР, посвящённая композитору (1944 (ЦФА (ИТЦ «Марка») #915)

Памятник композитору у Петербургской Консерватории (Театральная пл.) 1952 г., ск. Боголюбов В. Я., ск. Ингал В. И., арх. Шепилевский М. А. Памятник монументального искусства Федерального значения

Серии советских марок (СССР):
Советские марки и серии (СССР):
Наименование Год выпуска Рубрика
Композитор Дирижёр Н. Римский-Корсаков Искусство Музыка сер4+4мар** зуб+б/зуб 1944 Искусство Музыка / Личности
Композитор Дирижёр Н. Римский-Корсаков сер4мар** 1944 Искусство Музыка / Личности
Композитор Дирижёр Н. Римский-Корсаков сер4мар** 1944 Искусство Музыка / Личности
Композитор Дирижёр Н. Римский-Корсаков сер4мар** без зубцов 1944 Искусство Музыка / Личности
Композитор Дирижёр Н. Римский-Корсаков сер4мар** без зубцов 1944 Искусство Музыка / Личности
Композиторы Н. Римский-Корсаков сер1мар**​ Лин. 12.5 1958 Литература Писатели
Композиторы Н. Римский-Корсаков сер1мар**​ Лин. 12.5 пара 1958 Литература Писатели
Портрет композитора на фоне здания Большого театра Союза ССР (1824, арх. О. Бове, проект А. Михайлова, ск. П. Клодт) 1944 Литература Писатели
Портрет композитора на фоне здания Большого театра Союза ССР (1824, арх. О. Бове, проект А. Михайлова, ск. П. Клодт) 1944 Литература Писатели
Портрет композитора на фоне здания Большого театра Союза ССР (1824, арх. О. Бове, проект А. Михайлова, ск. П. Клодт) 1944 Литература Писатели
Портрет композитора на фоне здания Большого театра Союза ССР (1824, арх. О. Бове, проект А. Михайлова, ск. П. Клодт) 1944 Литература Писатели
Портрет Н. А. Римского-Корсакова 1944 Литература Писатели
Портрет Н. А. Римского-Корсакова 1944 Литература Писатели
Портрет Н. А. Римского-Корсакова 1944 Литература Писатели
Портрет Н. А. Римского-Корсакова 1944 Литература Писатели
Портрет Н. А. Римского-Корсакова 1958 Литература Писатели