Товар успешно добавлен в корзину.

MarkiMira.ru - почтовые марки со всего мира!

info@markimira.ruКОНТАКТЫ
0товаров
Щепкин М. С.
Михаи́л Семёнович Ще́пкин (6 (17 ноября) 1788, село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния[1] — 11 (23) августа 1863, Ялта) — великий русский актёр, один из основоположников русской актёрской школы.

Биография

М. С. Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостных графа Г. С. Волькенштейна.

С 1799 по 1801 год Щепкин обучался в Судженском народном училище. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем театре графа Волькенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году впервые выходит на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье он заменяет запившего актёра в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых.

В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играет в городах южной и юго-западной России. В 1818 году становится актёром Полтавского театра, руководителем которого был писатель И. П. Котляревский, и занимает в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский пишет роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаровник». Кроме того, Котляревский вместе с С. Г. Волконским организует сбор денег по подписке, чтобы выкупить Щепкина у барина — и в 1822 году актёр получает вольную.

После распада театра Котляревского в 1821 году Щепкин вернулся в труппу Штейна, выступал в Тульском театре[2].

В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере, Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.

Чиновник Конторы московских театров В. И. Головин вспоминал позднее:

    «Михаил Семёнович играл в пьесе „Опыт искусства“ в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями»[3].

Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1823 году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года — Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой. За актёром быстро закрепляется слава «первого комического актера для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц»[3]. Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.

Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удаётся в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставятся «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создает многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего, образы-типы, обобщающие социальные явления современности.

В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье — это по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.

Щепкин был дружен с А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира. Однако Щепкин все равно ощущает однообразие предлагаемых ему ролей и тем.

Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.

Михаил Щепкин скончался 11 (23) августа 1863 года в Ялте. Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

Роли в театре

Домашний театр

    * 1800 — «Вздорщица» А. П. Сумарокова — слуга Розмарин (первая театральная роль)
    * 1801—1802:
          o «Опыт искусства» Н. Р. Судовщикова — Актер
          o «Сбитенщик» Я. Б. Княжнина — Степан-сбитенщик
          o «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина — помещик-галломан Фирюлин

Театр братьев Барсовых

    * 1805 — «Зоа» Л.-С. Мерсье — Андрей-почтарь (дебют на профессиональной сцене)

Полтавский театр

    * «Наталка-Полтавка» И. П. Котляревского — Макогоненко
    * «Москаль-Чаровник» И. П. Котляревского — Михайло Чупрун

Малый театр

    * 1822 — «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» М. Н. Загоскина — Богатонов
    * 1822 — «Марфа и Угар, или Лакейская война» Ж.-Б. Дюбуа — Угар
    * 1824 — «Хлопотун, или Дело мастера боится» А. И. Писарева — Репейкин
    * 1825 — «Школа женщин» Мольера — Арнольф
    * 1828 — «Школа мужей» Мольера — Сганарель
    * 1830 — «Скупой» Мольера — Гарпагон [4]
    * 1831 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Фамусов
    * 1835 — «Венецианский купец» У. Шекспира — Шейлок
    * 1835 — «Матрос» Т. Соважа и Ж. Делюрье — Симон
    * 1836 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий
    * 1839 — «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» В. Г. Белинского
    * 1845 — «Новый способ платить старые долги» Ф. Мессинджера
    * 1850 — «Холостяк» И. С. Тургенева — Мошкин[5]
    * 1852 — «Комедия ошибок» Шекспира
    * 1853 — «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон
    * 1853, 1855 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Муромский
    * 1854 , 1855 — «Бедность не порок» А. Н. Островского — Коршунов, Любим Торцов
    * 1861 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского — Большов
    * 1862 — «Нахлебник» И. С. Тургенева — Кузовкин[6]
    * «Женитьба» Н. В. Гоголя — Подколесин, Кочкарев
    * «Игроки» Н. В. Гоголя — Утешительный
    * «Тяжба» Н. В. Гоголя — Бурдюков

Увековечение имени

    * Имя актёра носит Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре, сам Малый театр также называли Домом Щепкина[7].
    * В Липецке есть переулок Щепкина.
    * В Москве есть улица Щепкина (бывшая 3-я Мещанская), на которой расположен дом-музей М. С. Щепкина.
    * В Курске есть улица имени Щепкина и кинотеатр.
    * Белгородский государственный академический драматический театр носит имя М. С. Щепкина.
    * В родном селе Алексеевка Белгородской области действует историко-театральный музей М.С. Щепкина.
    * В 1980 году во дворе ЦДРИ установлен бюст Щепкина[7].
    * В Сумах есть театр драмы

В Сумах есть театр драмы и музыкальной комедии им. М.С. Щепкина. Возле него также установлен памятник.

Серии советских марок (СССР):