Товар успешно добавлен в корзину.

MarkiMira.ru - почтовые марки со всего мира!

info@markimira.ruКОНТАКТЫ
0товаров
Корзина0 товаров на сумму 0.00 руб
Леваневский С. А.
Сигизму́нд Алекса́ндрович Леване́вский (польск. Zygmunt Lewoniewski, 15 мая 1902 года — 13 августа 1937 года) — советский лётчик польского происхождения, четвёртый Герой Советского Союза (1934).

Родился в польской семье в Санкт-Петербурге. Принял участие в Октябрьской революции на стороне большевиков, позднее принял участие в Гражданской войне, служа в армии с 1918 года. В 1925 году окончил севастопольскую школу морской авиации и стал военным лётчиком. В 1930 году был отправлен в запас.

С 1933 года лётчик в Главсевморпути, совершил несколько сверхдлинных перелётов. 13 июля 1933 года он спас американского лётчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку в районе Анадыря во время своей попытки кругосветного перелёта.

В апреле 1934 года принял участие в эвакуации экипажа и пассажиров затонувшего парохода «Челюскин», за что получил звание Героя Советского Союза. По причине аварии самолёта в сам ледовый лагерь Шмидта Леваневский не летал, но позже, рискуя жизнью, он доставил из Уэллена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который там сделал неотложную операцию по удалению острого аппендицита заместителю начальника экспедиции «Челюскина» Боброву[1]

В августе 1935 года планировался перелет С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско, но был прерван из-за неисправности. К этому перелету была выпущена марка (см. Леваневский с надпечаткой)

В 1936 году он совершил перелёт из Лос-Анджелеса (США) в Москву, преодолев 19 000 километров.

Последний перелёт

12 августа 1937 года четырёхмоторный самолет ДБ-А с бортовым номером Н-209 с экипажем из 6 человек под командованием Леваневского начал полёт из Москвы через Северный полюс в Фербенкс, штат Аляска, США. Радиосвязь с самолетом прервалась 13 августа, в 17:58 по московскому времени, после того, как они пролетели над советским побережьем Северного ледовитого океана. Леваневский сообщал о плохих метеоусловиях.

Больше о судьбе самолета и экипажа ничего не известно, кроме одной неподтверждённой радиограммы, принятой одним радиолюбителем на советском Крайнем Севере. После пропажи самолёта были организованы поиски, как в СССР, так и в США, но результатов они не дали.

Версии

Существует несколько версий места падения самолёта Н-209, но ни одна из них не нашла документального подтверждения.

По одной из них, самолёт долетел до побережья США, где эскимосы слышали в это время шум, похожий на летящую моторную лодку. Американскими лётчиками были обследованы районы возможного падения, но безрезультатно.

По другой, подтвержаемой принятой радиолюбителем радиограммой, самолет уклонился от курса и упал где-то в Якутии. В качестве возможного места падения называется озеро Себян-Кюёль (или Себян-Кюель; ныне Кобяйский улус Якутии), где, по свидетельствам местных жителей, до войны находили могилу с несколькими фамилиями, одна из которых оканчивалась на «…ский», а также мёртвого человека в комбинезоне. В 1982 и 1983 годах газетой «Советская Россия» были организованы экспедиции на это озеро, но ни могилы, ни самолёта на дне озера найти не удалось. Люди же, видевшие могилу, к этому времени все умерли. Одним из организаторов (заместитель начальника экспедиции в 1982 году, один из двух руководителей в 1986 году[2]) был офтальмолог Э. Р. Мулдашев, ставший позднее известным благодаря своим мистическим публикациям в центральной прессе.

Также существует версия, что Леваневский упал в Гренландии.

Память

Имя Леваневского носят улицы в Новосибирске, Москве, Екатеринбурге, Воронеже, Краснодаре, Киеве, Днепропетровске, Мелитополе и Сумах, в Одессе — улица и переулок. Также имя Леваневского носил речной пассажирский теплоход, построенный в 1937 году. Именем Леваневского названо училище военных лётчиков в Николаеве (бывшая школа Осоавиахима), где Леваневский преподавал лётное искусство в начале тридцатых годов.

Серии советских марок (СССР):