Бори́с Влади́мирович Аса́фьев (литературный псевдоним — И́горь Гле́бов; 17 (29) июля 1884, Санкт-Петербург — 27 января 1949, Москва) — русский советский композитор, музыковед, музыкальный критик. Академик АН СССР (1943), Народный артист СССР (1946)[1], один из основоположников советского музыковедения.
Биография
В 1904—1910 Асафьев учился в Петербургской консерватории по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова, параллельно также на историко-филологическом факультете Петербургского университета, который окончил в 1908 году. После окончания консерватории работал аккомпаниатором в балетной труппе Мариинского театра. С 1919 — советник по репертуару в Мариинском и Малом оперном театрах, в том же году совместно с Сергеем Ляпуновым организовал музыкальное отделение в Петроградском институте истории искусств, которым руководил до 1930.
В 1925 Асафьев получил звание профессора Ленинградской консерватории, принимал участие в кардинальной переработке и унификации её учебных планов, позволившей студентам получать полное общетеоретическое музыкальное образование наряду с занятиями по специальности.
Асафьев был одним из основателей в 1926 году Ленинградского отделения Ассоциации современной музыки, продвигавшей новейшие сочинения мировых и советских композиторов. В рамках концертов, организованных отделением, звучали произведения композиторов Новой Венской школы, «Шестёрки», а также Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского. Активно изучая творчество последнего, Асафьев в 1929 написал первую в истории книгу об этом композиторе на русском языке. Он также оказал значительное влияние на обновление репертуара ленинградских оперных театров. В 1924—1928 были поставлены «Саломея» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Прыжок через тень» Кшенека и другие новейшие оперы.
С 1914 статьи Асафьева (печатавшегося под псевдонимом Игорь Глебов) регулярно появлялись в ведущих музыкальных изданиях того времени — «Музыка», «Музыкальный современник», «Жизнь искусства», «Красная газета». Наиболее продуктивным оказался период 1919—1928 годов, когда Асафьев определил основную сферу своих музыковедческих интересов: русское классическое наследие и музыка современных авторов. В этот период формируются творческие контакты Асафьева с Паулем Хиндемитом, Арнольдом Шёнбергом, Дариюсом Мийо, Артюром Онеггером и другими лидерами мирового музыкального авангарда. В 1930-е годы, после распада АСМ, Асафьев переключается на композицию и создаёт свои самые известные сочинения — балеты «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1933) и «Утраченные иллюзии» (1934), а также симфонические сочинения и др. В начале 1940-х он возвращается к исследовательской работе, продолжает трудиться во время ленинградской блокады. В 1943 он переезжает в Москву, где возглавляет музыкальное отделение Института истории искусств Академии наук СССР. В 1946 Асафьеву присуждается звание Народного артиста СССР, в 1948—1949 годах он был одним из членов правления Союза композиторов СССР.
В фантастическом романе «Альтист Данилов» упоминаются слова Асафьева:
« В конце концов, техника есть умение делать то, что хочется. Но на всякое хотение есть терпение... »
[править] Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде
* 17.07.1884 — 1914 — доходный дом — Невский проспект, 139;
* 1914—1917 годы — Моховая улица, 10;
* 1922 год — Улица Желябова, 25, кв. 12;
* 1933—1943 годы — Площадь Труда, 6, кв. 23.
Основные сочинения
Музыкальный театр
* 9 опер
* 26 балетов, в том числе «Пламя Парижа, или Триумф Республики» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Утраченные иллюзии» (1935), «Кавказский пленник»(1938)
* Оперетта «Карьера Клеретты» (1940)
Оркестровые сочинения, концерты
* Пять симфоний
* Концерт для фортепиано с оркестром (1939)
* Концерт для гитары и камерного оркестра (1939)
* Концертино для кларнета с оркестром (1939)
Камерные сочинения
* Струнный квартет (1940)
* Соната для альта соло (1938)
* Соната для виолончели и фортепиано (1935)
* Соната для трубы и фортепиано (1939)
* Сонатина для гобоя и фортепиано (1939)
* Вариации для валторны и фортепиано (1940)
Сочинения для фортепиано
* Пьесы, сюиты сонатины и др.
Вокальные сочинения
* Романсы на стихи русских поэтов
* Музыка к театральным постановкам, хоры и др.
Основные музыковедческие и критические труды
Отдельные работы, монографии
* Русская поэзия в русской музыке (Петроград, 1921)
* Скрябин: опыт характеристики (Петроград, 1921)
* Франц Лист: опыт характеристики (Петроград, 1922)
* Инструментальное творчество Чайковского (Петроград, 1922)
* Пётр Ильич Чайковский: его жизнь и творчество (Петроград, 1922)
* Шопен: опыт характеристики (Петроград, 1922)
* Мусоргский: опыт характеристики (Петроград, 1923)
* Глазунов: опыт характеристики (Петроград, 1924)
* Речевая интонация (Москва, Ленинград, 1925)
* О полифоническом искусстве, об органной культуре и искусстве современности (Ленинград, 1926)
* Бетховен (Ленинград, 1927)
* Казелла (Ленинград, 1927)
* Сергей Прокофьев (Ленинград, 1927)
* Антон Григорьевич Рубинштейн в его музыкальной деятельности и отзывах современников (Москва, 1929)
* Книга о Стравинском (Ленинград, 1929)
* Музыкальная форма как процесс (Москва, 1930, переиздана в 1947, 1963 и 1971)
* Русская музыка от начала XIX столетия (Москва, Ленинград, 1930, переиздана в 1968)
* М. И. Глинка: К столетию со дня первого представления оперы «Руслан и Людмила» (1942)
* «Евгений Онегин». Лирические сцены П. И. Чайковского: опыт интонационного анализа стиля и музыкальной драматургии (Москва, Ленинград, 1944)
* Николай Андреевич Римский-Корсаков: к столетию со дня рождения (Москва, Ленинград, 1944)
* Композиторы первой половины XIX века: русская классическая музыка (Москва, 1945)
* Глинка (Москва, 1947; Сталинская премия, переиздание — 1978)
* Григ: исследование (Ленинград, 1948, переиздание — 1986)
Сборники
* Избранные статьи о русской музыке, под ред. Н. Браудо (Москва, 1952)
* Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании, под ред. Е. М. Орловой (Ленинград, 1965)
* Критические статьи, очерки и рецензии, под ред. И. В. Белецкого (Москва, 1967)
* О музыке Чайковского: избранное (Ленинград, 1972)
* О балете: статьи, рецензии, воспоминания (Ленинград, 1974)
* Об опере: избранные статьи (Ленинград, 1976)
* О хоровом искусстве (Ленинград, 1980)
* О симфонической и камерной музыке: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов (Ленинград, 1981)
* О музыке XX века: пояснения и приложения к программам симфонических и камерных концертов (Ленинград, 1982)