Товар успешно добавлен в корзину.

MarkiMira.ru - почтовые марки со всего мира!

info@markimira.ruКОНТАКТЫ
0товаров
Корзина0 товаров на сумму 0.00 руб
Гогебашвили Я. С.
Якоб Семенович Гогебашвили (груз. იაკობ გოგებაშვილი; 15 октября 1840 — 1 июня 1912) — видный грузинский педагог и мыслитель, один из основателей новой грузинской педагогики, публицист.

Биография

Якоб Гогебашвили родился в Картли, в селе Вариани (нынешнем Горийском районе Грузии), в семье священника. До девяти лет получал домашнее воспитание под руководством отца. С 1849 г. учился в Тбилисском духовном училище, в 1861 г. окончил Тбилисскую духовную семинарию, в стенах которой познакомился с передовыми русскими и западноевропейскими идеями, с особым увлечением изучал грузинскую литературу и историю Грузии.

В 1861—1863 гг. Якоб Гогебашвили учился в Киевской духовной академии. В этот период завершилось формирование его патриотического, демократического и гуманистического мировоззрения. В 1863 г. он оставил духовную академию по болезни и возвратился в Тбилиси. Работал в духовном училище преподавателем, а с 1868 г. инспектором. Замечательный педагог и великий патриот быстро завоевал искреннюю любовь передовой грузинской общественности и, конечно, восстановил против себя царских сатрапов, проводивших в жизнь самодержавную политику насильственного обрусения грузинского народа. В 1874 г. Якоб Гогебашвили был освобожден от занимаемой должности инспектора. Его обвинили в политическом двурушничестве, сепаратизме и пропаганде среди учащихся национализма и радикализма.

Я. Гогебашвили был одним из выдающихся деятелей национально-освободительного движения в Грузии. Он один из создателей и руководителей Общества по распространению грамотности среди грузин — своеобразного штаба патриотических сил Грузии.

Якоб Гогебашвили был выдающимся публицистом и детским писателем. Первая его публицистическая статья была опубликована в 1866 г. в газете «Дроэба», а последняя в 1912 г. в журнале «Ганатлеба» («Просвещение»). Он сотрудничал также в «Тифлисском вестнике», «Кавказе», «Джеджили» («Нива») и особенно в «Иверии». Его замечательные публицистические статьи и детские повести («Кем мы были вчера?», «Внутреннее обозрение 1882 года», «Рассвет в Ирландии», «Сегодняшнее яйцо и завтрашняя курица», «Грузинское направление», «Что сделала колыбельная песня?», «Царь Ираклий и грузинка-ингило» и др.) пронизаны духом патриотизма и гуманизма.

Якоб Гогебашвили — основатель новой грузинской педагогики. Его классические учебники, составленные на, принципах передовой теории и методики, воспитывали многие поколения грузинской молодежи. Еще в 1865 г. Я. Гогебашвили издал «Грузинскую азбуку и книгу для первоначального чтения». В 1868 г. вышло в свет его «Окно в природу», в 1876 г. — «Родное слово», в 1887 г. — «Русское слово».

Из актуальных общественных проблем своей эпохи Якоб Гогебашвили считал первостепенной национальную проблему. Как он сам говорил, «это объясняется тем обстоятельством, что наше национальное положение более опасно, чем экономическое. Национальная сторона нашего существования была болезненной и беспокоила нас сильнее, чем социальная». [1]

Обобщив взгляды своих великих соратников — Ильи Чавчавадзе и Акакия Церетели, Якоб Гогебашвили дал определение нации и характеристику особенностей освободительного движения Грузии XIX века. Нацией он называл историческую общность людей, имеющих общий язык, территорию, культуру и религию. Главными задачами патриотического движения грузинской интеллигенции он считал борьбу за свободу нации.

Выдвигая национальный вопрос на передний план, Якоб Гогебашвили связывал его решение с вопросом социального и экономического освобождения народа. «Очень хорошо установить национальный принцип во всех сферах жизни,— писал он. — Однако одного лишь этого недостаточно для продвижения страны по пути прогресса и счастья. Нужно заботиться, если не больше, то хоть столько же, о социальных изменениях, об улучшении экономического положения народа... Экономический расцвет страны становится незыблемой опорой ее национального возрождения». Под социальными изменениями Я. Гогебашвили подразумевал полное искоренение остатков крепостничества, и в частности передачу земли — основы национального благосостояния — в собственность тех, кто ее обрабатывает, т. е. крестьянам. В этих целях он считал необходимым выкуп земли государством или же, в худшем случае, самими крестьянами у помещиков. По его мнению, если бы все стали собственниками, было бы ликвидировано «безмерное имущественное неравенство», коренным образом изменился бы существовавший в его время общественный строй и восторжествовало справедливое общество, основанное на мелкой или средней собственности и обеспечивающее всеобщее благоденствие. Излагая и защищая по этому вопросу точку зрения Ильи Чавчавадзе, Я. Гогебашвили писал: «Лично мы на протяжении всей нашей жизни были искренними сторонниками равенства, ненавидели и боролись против всякого крепостничества: ненавидели господство дворянства, бюрократии, буржуазии... А полного освобождения народа нам хотелось искренне, и помогали ему, как могли. Еще 25 лет тому назад мы напечатали в газете «Дроэба» («Время») две передовые статьи, в которых проводили ту мысль, что до полного перехода земли в руки земледельцев общество не может достичь ни всеобщего благосостояния, ни равенства, ни свободы». [2]

Якоб Гогебашвили умер 1 июня 1912 г. и был похоронен на Пантеоне Мтацминда в Тбилиси.

Серии советских марок (СССР):
Советские марки и серии (СССР):
Наименование Год выпуска Рубрика
Портрет Я. С. Гогебашвили 1960 Наука и образование