Товар успешно добавлен в корзину.

MarkiMira.ru - почтовые марки со всего мира!

info@markimira.ruКОНТАКТЫ
0товаров
Корзина0 товаров на сумму 0.00 руб
Алябьев А. А.
Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (15 августа 1787, Тобольск — 6 марта 1851, Москва) — русский композитор, пианист, дирижёр.

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» (на текст Козлова).

Биография

Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822).

В 1810 году опубликовал первые музыкальные сочинения[1].

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (в Ахтырском гусарском и Конноегерском полках). Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».

В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку. Проживал в Москве и Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.

В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.

В 1832-33 Алябьев жил на Кавказе, в 1833-34 — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, тататские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским[2].

Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева.

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других произведений.

Известные сочинения

    * Романс «Соловей» (1826 г.) на слова А. А. Дельвига, — возможно, самое известное произведение Алябьева, написано в имении его сестры «Рязанцы».

Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина:"Зимняя дорога", «Два ворона», «Вечерний звон» (на текст Козлова).

Сочинения: оперы — Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург)), Буря (1830-е гг.), Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена), Волшебная ночь (1838-39, не окончена), Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43), Аммалат-Бек (1842-47); оперы-водевили, в том числе Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург), Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва), Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва), Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва), Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва), Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же), Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же), Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.; балет — Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827); пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825); мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?); кантаты; для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы; для дух. орк., в том числе увертюры; инстр. ансамбли — 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825), 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834), фп. квинтет (1815?), соната для скр. и фп. (1834), квартет для 4 флейт, квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.; пьесы и циклы вариаций для разных инструментов; фп. пьесы, в том числе соната, танцы; хоры и хор. обработки собств. соч.; романсы для голоса с фп. (св. 150); вок. ансамбли; обр. нар. песен, в том числе Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961), Азиатские песни (1833-35?) и др.; музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Марки: 100 лет со дня смерти композитора А.А. Алябьева (1787-1851).
Портрет А.А.Алябьева по рис. П.Андреева, 1844.

Серии советских марок (СССР):
Советские марки и серии (СССР):
Наименование Год выпуска Рубрика
Портрет А. А. Алябьева (1787-1851) по рисунку П. Андреева 1951 Литература и искусство